Продолжая разговор о [hide]проекте новой Конституции России[/hide], в преддверии научно – экспертной сессии «[hide]Либеральная конституция России 1993 года: проблема смены[/hide]», мы хотим поднять такой важный вопрос, как самоуправление. Какой должна быть организация местного самоуправления? Каковы перспективы развития местного самоуправления и как должна быть организована система местного самоуправления в России?

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Комментарий к статье 12

Конституция РФ к основам конституционного строя относит местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий. Статья провозглашает отделение органов государственной власти от органов местного самоуправления, считая последние относящимися хоть и к публичной, но все же не к государственной власти. Это подрывает единство системы власти и управления страной. С другой стороны, самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения — декларативная норма. Финансовое положение подавляющего большинства муниципальных образований не позволяет говорить не только об их самостоятельности, но и о перспективах возможности решения ими вопросов местного значения. Статья не раскрывает главный вопрос: являются ли органы местного самоуправления публичной властью? По всем признакам — полномочность, выборность, бюджетирование через сборы и налоги, трансфертные перечисления, делегирование полномочий свыше — это публичная власть. Но тогда почему не государственная? И почему такая власть именуется «местное самоуправление», когда его органы ровно так же, как органы власти субъекта Федерации и Российской Федерации, население избирает, снабжает налогами, а затем ждет решения определенных вопросов жизнеустройства? Органы власти города в два миллиона жителей — это органы местного самоуправления. А органы власти субъекта Федерации с населением 250 тыс. чел. — это органы государственной власти. Надуманность, искусственность такой конструкции очевидны. В чем же тут самоуправление? Его нет ни в какой форме. То, что названо самоуправлением, является той же государственной властью.

Местное самоуправление, как истинное народное самоуправление, может быть уделом только соседского локалитета — двора (дворов), улиц, школьной окрестности, приходской окрестности, не слишком большого села, где все люди друг друга знают, малонаселенного охотничьего района коренного малочисленного народа России. Но именно такая форма в Конституции РФ отсутствует. Более того, эта ниша замещена псевдосамоуправлением, которое по сути никаким самоуправлением не является. А является властью, тождественной государственной, и поэтому должна быть включена в ее систему. Истинное же самоуправление действительно еще только предстоит конституировать в Конституции РФ.

Что предлагается в проекте новой Конституции России, разработанном в Центре научной политической мысли и идеологии:

Глава 9. Народное самоуправление

Статья 53. Право на народное самоуправление

1. Граждане России вправе по собственной инициативе объединяться в группы народного самоуправления по месту проживания.

2. Народное самоуправление в России признается и гарантируется государством. Группы народного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны. Органы народного самоуправления не входят в систему государственных органов.

3. Народное самоуправление может осуществляться в форме сходов, дворовых (домовых) комитетов, товариществ собственников жилья и в иных формах.

4. Запрещается создание и деятельность групп народного самоуправления, органов народного самоуправления, цели и действия которых угрожают безопасности государства, направлены на создание вооруженных формирований, разжигание розни, нарушение прав и неисполнение обязанностей человека и гражданина, на нарушение законодательства России.

Статья 54.

Сфера деятельности групп народного самоуправления

1. В сфере деятельности групп народного самоуправления и на территории проживания решаются вопросы:

а) благоустройства территории проживания;

б) общественного порядка;

в) охраны окружающей среды и озеленения;

г) создания условий для комфортного проживания, в том числе вопросы, связанные с функционированием инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли и бытовых услуг; вопросы образования, здравоохранения, воспитания, отдыха, досуга, культуры, художественной самодеятельности, творчества, милосердия, наружной рекламы.

2. Территориями проживания признаются подъезды, дома и группы домов, а также иные самостоятельно определенные населением в соответствии с федеральным законом соседствующие территории, целесообразные для решения населением вопросов народного самоуправления.

3. Принципами и целями деятельности групп народного самоуправления являются инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, содействие обеспечению достойного уровня жизни населения, сохранения и развития человеческого потенциала.

Статья 55.

Взаимодействие народного самоуправления и государственных органов

1. Народное самоуправление самостоятельно и взаимодействует с государственными органами.

2. Государственные органы в своей деятельности учитывают интересы групп народного самоуправления независимо от их организационных форм и прав юридических лиц.

3. Государственные органы содействуют развитию народного самоуправления.

4. Для приобретения прав юридических лиц группы народного самоуправления регистрируются в заявительном порядке по инициативе их участников в соответствии с федеральным законом.

5. Группы народного самоуправления, органы народного самоуправления имеют право на обращение в государственные органы и к их должностным лицам, к юридическим лицам, в том числе общественные объединения. Федеральным законом устанавливаются сроки и порядок ответа на обращение по существу, ответственность государственных органов и их должностных лиц за нарушение установленного порядка и сроков.