Священник отвечает на вопросы РП о главном православном празднике
Наступает Пасха — праздник Воскресения Христа, главное христианское торжество. В этот день завершится Великий Пост, в храмах пройдут крестные ходы и праздничные службы, которые продлятся всю следующую неделю — Светлую Седмицу.
Слово «Пасха» в переводе с греческого означает «избавление». Как сказал в одном из пасхальных приветствий Патриарх Кирилл, этот праздник «являет нам величие подвига Спасителя, освободившего нас от смерти и разрушившего оковы греха, который отделяет человека от Бога».
По просьбе РП, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Федор Бородин рассказал, с каким настроением нужно встречать Пасху, как объяснить значение праздника детям, что делать, если не получается пойти на службу и почему обилие куличей может пойти во вред духовному.
Быть милосердным
— Отец Федор, наступает Пасха, и вопрос, который задают себе многие люди из числа тех, кто только входит в жизнь церкви, как провести этот день благочестиво? Как прожить его в соответствии с традицией?
— Здесь очень важно указать, что самой Пасхе предшествует долгий подготовительный период — Великий Пост. Это время особых богослужений, более не повторяющихся во время годичного цикла. И Пасха, все ее торжество и радость, раскрываются намного глубже для тех, кто к ней готовился — постился, ходил в храм, особенно в дни Страстной Седмицы.
Сегодня огромное количество христиан игнорируют богослужения и приходят в храм только для того, чтобы освятить куличи, и это большая потеря прежде всего для них самих. Колоссальная потеря, потому что нет в году более радостной службы чем Пасхальная. И люди, которые лишают себя этого, просто теряют те дары, что хочет дать Господь.
Можно не освящать куличи, это всего лишь вторичный внешний обряд. Важнее подготовить душу, быть с Христом в его страдании и воскресении. Лучший способ для этого — посетить богослужение: если не ночное пасхальное, то одно из тех, что происходят в течение следующей недели, называемой Светлой Седмицей.
— В дореволюционной литературе Пасха почти всегда упоминается как день, когда люди проявляли исключительные милосердие и доброту. Было принято давать обильную милостыню, угощать страждущих, навещать больных в приютах.
— Действительно, русской традицией в этот день было принято творить добрые дела и милосердие. Мы просим Бога о помиловании, и можем рассчитывать на Его милость только в одном случае, когда подобная милость живет и в нашем сердце, когда устроение нашей души родственно тому, что было в душе Христа. В этот день, нужно, по возможности, приносить другим людям как можно больше радости и счастья.
Хорошей традицией была также помощь в уборке храма накануне Пасхального торжества. Начиная с Великого понедельника и на протяжении всей Страстной Седмицы люди всем миром наводили порядок в церквях, готовили их к празднику.
— С каким настроением нужно подходить к Пасхе?
— Православная традиция духовной жизни вообще рекомендует очень осторожно обращаться с настроениями. Если вы посмотрите на православные иконы, то, за редкими исключениями, вы не найдете там эмоций.
Считается, что жизнь эмоциональная, чувственная, может обмануть человека, ввести его в экзальтацию и заменить собою настоящую духовную жизнь. Все это глубоко чуждо православию. Если человек ходит в храм, читает Евангелие, то в сердце он почувствует именно то, что нужно. А богослужения как раз помогают стяжать этот правильный духовный настрой — поэзию высшей красоты, но трезвую и совершенно не слезливую.
— Что можно увидеть в храме на Пасхальной неделе? Чем эти богослужения отличаются от других?
— Эти богослужения удивительно красивы. В храмах фактически ничего не читается, все только поется с особой торжественностью и силой. На Светлой Седмице многие ходят в храм ежедневно: просто, чтобы продлить это состояние радости, которое дает в эти дни храм.
Традиции истинные и ложные
— Что вы скажете о традиции посещать кладбища и поминать усопших на Пасху?
— Эта традиция не имеет ничего общего с православными канонами. Для поминовения усопших есть праздник Радоница, который в этом году попадает на 21 апреля, и есть множество других дней.
Я ни в коем случае не призываю забывать об умерших, но на Пасху поход на кладбище неуместен. Поминовения усопших в этот день нет ни в богослужениях, ни в обрядах. Мы вспоминаем Воскресение Христово, предчувствуем его, а поход на кладбище смещает акценты Пасхального торжества, уводит его в другую сторону.
Традиция посещений кладбищ на Пасху стала формироваться после Великой Отечественной войны, когда было огромное количество умерших. Власти всеми силами поддерживали ее, лишь бы отвлечь народ от посещения храмов. Давали автобусы специальные. По телевизору именно в Пасхальную ночь шла популярнейшая и редчайшая передача «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»: по телевизору показывали исполнителей, которых вообще нигде больше в Советском Союзе нельзя было увидеть.
Это была намеренная стратегия — отвлечь внимание людей от церковной традиции. И сейчас, когда мы видим массовые паломничества на кладбища, мы можем говорить, что стратегия эта увенчалась успехом. Чтобы превозмочь ее, нужно как можно больше и громче говорить об истинном смысле Пасхальных торжеств.
— Нужно ли рассказывать о Пасхе и предшествующих ей событиях детям? Как сделать этот рассказ доступным?
— Рассказывать надо обязательно — рассказывать, читать Евангелие, пояснять. Не обязательно даже прибегать к детской Библии, можно взять оригинальный текст любого евангелиста и читать его ребенку.
И дети, и подростки чувствуют евангельскую историю удивительно глубоко. Я преподавал основы православной культуры в обычной светской школе, среди обычных, далеких от церкви детей. Тем на курсе было много, но, когда дело касалось пересказа тех мест Евангелия, где речь шла о предательстве Иуды, о Гефсиманской молитве, о суде над Христом и Его распятии, в классе всегда была полная тишина.
Ребенок обязательно начнет задавать трудные вопросы: «А почему Иуда предал Христа?» или «А если Христос — Бог, то почему он умер?». Эти вопросы очень важны, они означают, что ребенок обдумывает услышанное, пытается его осмыслить. За ответами можно идти к священнику или к преподавателю Воскресной Школы — для кого-то это станет отправной точкой в пробуждении веры.
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Выход из поста
— Откуда пошла традиция на Пасху красить яйца, готовить куличи и творожную снедь?
— Есть красивое церковное предание: когда Мария Магдалина пришла к римскому императору и проповедовала ему о воскресшем Христе. Император усомнился в правдивости ее рассказа и сказал, что это не может быть правдой, как не может куриное яйцо, лежащее в корзине, стать красным. И тогда, по молитвам Марии, яйцо, на глазах императора, приобрело красный цвет.
Традиция печь куличи, которые в прошлом были церковной обрядовой едой, красить яйца — все это можно объяснить сегодня простым желанием украсить свой стол после Поста, сделать первую трапезу более праздничной и сосредоточиться в ней на скоромной еде: той, от которой пришлось воздерживаться. Людям вообще свойственно это желание — все украшать.
— Можно дать какой-то совет людям по выходу из поста? Не секрет, что многие, завершив воздержание, буквально набрасываются на еду?
— Нужно быть сдержанным, и помнить, что Царство Божие — это не еда и питье. Обжорство исходит из духовного непонимания того, что значит праздник Пасхи. Но можно сказать так: чем глубже человек будет погружаться в церковную жизнь, чем больше будет открываться ему духовная радость, тем меньше будет значить радость вещественная — в том числе и в виде еды.
Пример новомучеников
— Как быть, если человек не может посетить пасхальную службу — если он в немощи или у него маленькие дети?
— Сейчас появилась возможность участвовать в процессе удаленно — через богослужение по телевизору. И хотя, конечно, это не заменяет присутствие в храме, но является подспорьем и утешением.
Интересно будет вспомнить сонм новомучеников Православной Церкви. Эти святые могли десятками лет находиться в тюрьме, полностью оторванные от церковной жизни. Причем, среди них были епископы, духовенство высшего звена — люди, которые до тюрьмы были на богослужениях ежедневно, буквально дышали ими. И вот они лишены всего — не только причастия, но даже вида иконы и горящей перед ней лампады. Они живут в бараке, где правят уголовники, и где стоит матерщина. Что делали эти люди? Они творили молитву про себя, если было возможно, читали Евангелие, и даже в тюрьме Христос пребывал с ними. Те из них, кому повезло вновь увидеть свободу, сразу же вновь вливались в богослужебную жизнь.
То же можно посоветовать и тем людям, которые сегодня не могут идти на Пасху в храм. Почитайте тексты Писания, помолитесь. Если это не банальная лень и вы действительно не можете идти — это не грех, Бог не станет из-за этого дальше от вас.
[hide]источник[/hide]