У республиканцев меж тем не все так очевидно. Отличительная особенность консерваторов в этой гонке не только в отсутствии явного кандидата на выборах, но и в большом количестве претендентов латиноамериканского происхождения, что во многом продиктовано главной особенностью текущей избирательной кампании — борьбой за симпатии испаноязычного населения страны. И здесь на первый план выдвигается выходец из другого уже сыгравшего важную роль в жизни США клана, Джеб Буш, сын Джорджа Буша-старшего и брат Джорджа Буша-младшего. С одной стороны, он известен в традиционной пасторальной Америке, с другой — по сравнению с братом имеет репутацию «интеллектуала», а с третьей, и самой важной стороны, Джеб Буш — католик, женатый на латиноамериканке, превосходно владеющий испанским языком, весьма популярный в растущей иберо-американской диаспоре.
РП разбиралась, каковы шансы на то, что итоговая битва за президентское кресло в Белом доме развернется между кланами Клинтонов и Бушей, и как выбор президента отразится на взаимоотношениях США и России.
Демократичный осел
Сейчас у Хиллари Клинтон нет реальных оппонентов среди демократов. Нынешний внутрипартийный рейтинг Клинтон составляет 58%, в то время как у ее ближайшего конкурента, действующего вице-президента Джо Байдена, — всего 16%. Заместитель директора института США и Канады Валерий Гарбузов, отмечая причины огромной популярности Клинтон, выше других ставит ее принадлежность к семье 42-го президента Соединенных Штатов Билла Клинтона. «Хиллари Клинтон — узнаваемая личность не только благодаря своим высказываниям и политической деятельности, политиков такого разряда в США много. Истинная причина ее популярности в том, что она жена своего мужа», — считает политолог. И сама Хиллари, и вообще демократы сделают весомую ставку на воспоминания о периоде президентства Билла Клинтона. Те годы запомнились американцам не только длительной социальной стабильностью и экономическим подъемом, но и как время, когда США утвердились в качестве лидера монополярного мира. Популярность Клинтона не подмочил даже скандал с Моникой Левински, который позднее очень умело раскрутили американские пиарщики. «В свою очередь, Хиллари Клинтон также больше приобрела от этого эпизода, — говорит Гарбузов, — поскольку очень мудро и сдержанно повела себя в той непростой ситуации, сумев снискать уважение и симпатии простых американских граждан. Поэтому ставка на семейность, преемственность от мужа, безусловно, будет сделана в ее избирательной кампании». Кроме этого Клинтон показала себя талантливым администратором, который уделяет большое внимание экономической повестке дня, что также важно на этих выборах. «Наконец, она женщина, и сейчас определенная часть американского общества уже готова видеть именно женщину во главе государства, в обществе есть определенный запрос на это. Так что это еще один плюс в копилку Хиллари Клинтон», — отмечает Гарбузов.
Тед Круз. Фото: Jim Lo Scalzo / ТАСС / EPA
Однако у Хиллари есть и ряд серьезных минусов. Клинтон плохо ведет публичную полемику, что показала предыдущая избирательная кампания, когда она полностью проиграла в этом компоненте Бараку Обаме. Клинтон не умеет достаточно убедительно подать себя, и здесь сравнения с тем же мужем, известным шоуменом, не идет ей в актив. «Американцы ждут от выборов элемента шоу, каких-то ярких эмоций, и в этом плане серьезный подход Клинтон к делу может несколько снизить ее шансы. Как показывает история, американские избиратели могут простить своему кандидату невнятную программу, но если он держится на публичных дебатах нудно, надменно и неестественно, это может стать серьезным ударом по его амбициям», — рассказывает политолог. Именно это и произошло с Клинтон в 2008 году, когда Обама буквально разорвал ее на финальных выборах кандидата в президенты от Демократической партии. «Но сейчас Обамы не будет. Нет и других ярких личностей, по крайней мере среди демократов, которые могли бы сравниться с Хиллари по известности и популярности, — считает Гарбузов. — Поэтому, скорее всего, именно Клинтон станет итоговым кандидатом от партии. Дальше демократам придется работать с тем, что есть, упирая прежде всего на политическую серьезность и состоятельность Клинтон».
Слоны идут в атаку
«Между тем республиканцы, имея за плечами подряд два поражения на президентских выборах прошлых лет, решили поменять тактику», — продолжает американист. Основную ставку в этот раз они постараются сделать не на три своих основных ядра избирателей: умеренных республиканцев и истеблишмент, социальных консерваторов, евангелистов и религиозных фундаменталистов, а также на «чайное движение», либертарианцев и растущую латиноамериканскую диаспору. К настоящему времени латиноамериканцы стали самым многочисленным этническим меньшинством в США (14,8% жителей страны), обогнав негритянское население Штатов (12,3%). Согласно некоторым прогнозам, к 2050 году доля латиноамериканцев в населении превысит 25%. С ростом численности этой части населения растет и их влияние на политику. Традиционно большее влияние на этот электорат имели демократы, которые выступали за социальные поблажки для эмигрантских семей, однако сейчас республиканцы решили предпринять масштабную атаку на позиции «ослов». Этим объясняется присутствие среди кандидатов-республиканцев целого ряда людей с латиноамериканскими корнями. Тед Круз, техасец кубинского происхождения, и восходящая звезда Республиканской партии 43-летний Марко Рубио — две наиболее ярких личности, у которых есть шансы побороться за победу в праймериз не только из-за их корней, но и из-за реноме удачливых политиков, пользующихся определенным влиянием в Конгрессе.
Не намерены пока полностью уступать своих позиций и традиционалисты. Это, прежде всего, Рик Санторум, сторонник американской военной экспансии на Ближнем Востоке и ярый оппонент идеи свобод сексуальных меньшинств, а также тяжеловес из неоконсерваторов, самый старый из кандидатов-республиканцев, 66-летний Джон Болтон, имеющий широкие связи в финансовом истеблишменте. Но, по словам Вильяма Смирнова, заведующего сектором Института государства и права, для победы оба они слишком радикальны.
В этой ситуации, отмечает Валерий Гарбузов, компромиссной фигурой может стать Джеб Буш. Сын 41-го и брат 43-го президентов США пользуется славой «самого умного из Бушей», снискал репутацию интеллектуала, католик и женат на латиноамериканке, свободно владеет испанским. Кроме того, в прошлом Джеб Буш был губернатором одного из важнейших штатов — Флориды. Он популярен как среди латиноамериканцев за свою общественную и социальную деятельность, так и среди «традиционной, сельской Америки» из-за своей принадлежности к семейству Бушей и пропагандируемым консервативным ценностям. Наконец, влияние семьи Бушей до сих пор сильно как в Республиканской партии, так и в американских элитах. Все это станет для Джеба Буша мощной поддержкой.
Джеб Буш. Фото: Zuma / Zach Roberts / ТАСС
Тем не менее слабости Буша заложены именно в его сильных сторонах. В США неоднозначно относятся к президентствам родственников Джеба. Американским гражданам Буши-президенты запомнились ростом военных расходов, экономической нестабильности, бессмысленными с точки зрения даже многих республиканцев кампаниями в Ираке и Афганистане, из которых Соединенные Штаты не могут до сих пор никак выбраться. По мнению Смирнова, Джеб Буш был бы идеальным кандидатом на место нового хозяина Белого дома, если бы не его фамилия. «Поэтому успех Джеба зависит от того, сумеет ли он правильно подать себя и отношения с родственниками, в чем он продемонстрирует их поддержку. Важно правильно просчитать, где и в чем стоит упоминать о связях с ними, а где стоит немного от них дистанцироваться», — заявляет Гарбузов. Если Джеб Буш сумеет правильно воспользоваться своими ресурсами, то у него появятся отличные шансы стать итоговым кандидатом от республиканцев.
«В любом случае, единственное, что сейчас связывает и «ослов», и «слонов», это их внешнеполитическая позиция. Американцы напуганы процессами, происходящими в мире. Это и рост могущества Китая, и непокорность арабских и европейских союзников, и, конечно, возрождение старого врага в Москве. Как бы ни различались взгляды американских политиков по внутренним проблемам, их позиции в отношении России будут соревноваться в большей жесткости», — отмечает Гарбузов. При этом важно понимать, что сами американские обыватели интересуются внешней политикой только в контексте того, как это может отразиться на них самих. Поэтому вполне вероятно, что реальные действия нынешних кандидатов на мировой арене после прихода к власти будут серьезно отличаться от их лозунгов. И Джеб Буш был бы для России гораздо более удобным претендентом, поскольку традиционно пристальное внимание семьи нефтяных магнатов больше приковано к проблемам Ближнего Востока, чем к «миссии» освобождения Восточной Европы от русских «имперских» амбиций, присущей семье Клинтон
[hide]источник[/hide]